Финансовая политика государства
Финансовая политика государства - это
система денежно-кредитных мероприятий, используемых государством для достижения
определённых экономических целей и представляющая собой один из элементов
общехозяйственной политики государства.
В странах
с рыночной экономикой финансовая политика государства должна быть
направлена главным образом на смягчение экономических спадов и подъемов,
присущих капиталистической экономике, основанной на определенной хаотичности в
развитии. Финансовая политика по замыслам должна ослаблять периодически
возникающие кризисы перепроизводства, ограничивать инфляцию, обеспечить
равновесие платёжного баланса, стимулировать спрос и так далее. Но на практике
кредитная политика государства просто подстраивается под интересы крупного
капитала и в первую очередь банковского. Не секрет, что сегодня уже не
промышленный капитал диктует правила развития экономики государства, а
банковский. Банковский капитал захватил экономическую власть практически во всех
государствах. Государственные банки, на которые возложено определение курса
валюты и практическое проведение в жизнь финансовой политики государства
действуют через частные, коммерческие банки, а значит учитывать их интересы. А
интерес у коммерческих банков один – прибыль. Почему государство многие свои
экономические программы проводит через коммерческие банки? Очевидно для того,
чтобы определенная часть государственных средств осела в карманах владельцев
банков.
Государство через банки должно стремятся в первую очередь воздействовать на
величину и структуру кредитных операций всей банковской системы, участвующей в
экономических процессах страны, влияя этим на динамику инвестирования капиталов,
цен, занятость населения, внешнюю и внутреннюю торговлю и многое иное. Но при
этом любое капиталистическое государство, в том числе и Россия, при этом, как
правило, в значительной степени учитывает интересами господствующих
экономических групп, финансовых, промышленных и торговых монополий. Финансовая
деятельность государства в первую очередь направлена на обеспечение улучшения
общих условий функционирования капиталистической экономики в интересах этих
групп. Самыми распространёнными методами финансовой политики в странах с
рыночной экономики являются изменение учётной ставки центрального банка и
эмиссия денежных средств, а также активность операций на открытом рынке (покупка
и продажа центральным банком некоторых видов валют и ценных бумаг). Кроме этого
государство варьирует нормами обязательных резервов коммерческих банков страны,
создавая тем самым устойчивость работы банков и всей финансовой системы
государства.
Например, в периоды вялой
хозяйственной деятельности предприятий внутри государства, пониженного
потребительского спроса и экономических кризисов проводится политика так
называемой кредитной экспансии для стимулирования потребительского и
инвестиционного спроса в стране. Для этого центральный банк государства
увеличивает суммы денежных резервов коммерческих банков с целью расширения
общего объёма кредитных операций всей банковской системы. При этом непременно
снижается учётная ставка процента государственного банка (ставка процента под
который центральный банк кредитует коммерческие банки), следом снижаются нормы
обязательных минимальных резервов в коммерческих банках. Как дополнение к этим
действиям Центральный банк переходит еще и к дополнительной скупке на рынке
ценных бумаг. Все эти меры, как правило, побуждают коммерческие банки
активизировать свою кредитную деятельность, прежде всего снижением стоимости
выдаваемых ссуд, как коммерческим предприятиям, так и потребителям. В результате
этого на общий рынок поступает больше денег, способствующих активизации общего
спроса и производства. Но это только на первый взгляд. Но, когда вслед за этим
следует период возврата займов, наступает естественный спад в экономике,
вследствие перекачки денежных средств из деловой сферы в финансовую сферу.
Увеличение денег в банках не означает увеличение получаемых благ гражданами
государства.
Увы, как
показывает нам новая экономическая теория и многолетний опыт такой кредитной
политики в капиталистических странах Запада и США, этот метод несет в себе,
с одной стороны ограниченность действия и недостаточную эффективность, особенно
как стимуляторов экономического роста. А с другой стороны несет за собой
последующий (посткредитный) спад как в инвестициях, так и в потреблении,
поскольку наступает пора возвратов полученных займов, как деловыми хозяйствами,
так и потребителями. Наступление периода возвратности, особенно, если общее
кредитование было значительным, вызывает, чаще всего, «экономическую ямку» в
процессе развития экономики государства. Чем выше был уровень кредитования
накануне, тем глубже будет эта ямка, способная вызвать кризис, что собственно и
происходило и происходит периодически ныне на Западе и в США. Именно неуемная кредитная
политика, то есть желание выдать, как можно больше займов для своей прибыли
банками, и приводит, чаще всего, к кризисам. К сожалению, и Россия сегодня
пытается наступать на эти же грабли, когда чрезмерно снижает учетную ставку
Центрального банка. Сегодня в России наступила большая пора тяжелой возвратности
и невозвратности кредитов, которая значительно тормозит развитие экономики
России. И чем больше Россия будет пытаться стимулировать рост потребления и
экономику «дешевыми кредитами», тем быстрее наступит и внутренний кризис в
экономике России.
Применение
дедовских методов в кредитной политике государства уже давно не ведет к
положительным результатам, тем более долгосрочным. Однако, как и Запад, так и
Россия, ни как не хотят отказываться от использования «дешевых кредитных денег»,
современную заманиху для деловых хозяйств и потребителей, и очень выгодное
мероприятие для банков, но не для государства и его экономики. Увы, большинство
граждан и предпринимателей далеко не смотрят, и перспективы не обсчитывают,
постоянно попадая в долговые ямы. Но государство, то должно это делать.
Кредитные деньги ни когда не должны быть дешевыми, кроме особых случаев
(стихийные бедствия, эпидемии, войны и т.д.), они всегда должны стоить в
соответствии с рыночными ценами и интересами государства и народа, а не
интересами банков.
Однако, похоже, что государству, и особенно экономической элите государства
выгодна закредитованность населения и деловой сферы. Стоит напомнить, что как
отдельный человек, так и предприятия, погрязшие в долгах, не могут быть
свободными по определению. Ибо должники всегда снимают шляпу перед своими
кредиторами. Это характерно и для государств. Государство должник всегда идет на
поводу у государства кредитора, и выполняет, как правило, все его указания и не
только в экономике, но и в политике, и в военной сфере. Наиболее ярко подобная
кредитная политика проявляется на примере действий США, как внутри страны, так и
во внешней сфере. Банки США (финансовая олигархия) повязали своими кредитами не
только свое население, но и большинство стран мира, тем самым сделав их
зависимыми от себя. Именно долги делают должников сговорчивее со своими
кредиторами, и ни как иначе. Так что делайте выводы.