Догматизм в экономике
Догматизм - метод мышления, при котором
определённые положения превращаются в закостеневшие выводы, применяющиеся без
учёта реальных условий жизни. Догматизм толкует все истины как абсолюты. В
противоположность Догматизму, диалектика включает в понимание истины не только
момент абсолютности, но и момент относительности, требует обогащения и развития
всех истин и конкретного подхода к применению их на практике. Термин «Догматизм»
введён древними греческими скептиками Пирроном и Зеноном, отрицавшими
возможности достижения истинного знания. Они называли догматиками философов,
делавших какие-либо утвердительные выводы о субстанциях вещей. В средние века
пирронисты (последователи Пиррона) выступали с обвинениями в Догматизме
перипатетиков (последователей Аристотеля), выдвигая чисто релятивистский
принцип: обо всём познаваемом следует говорить «мне так кажется», а что есть на
самом деле, то не может быть утверждаемо. И. Кант считал, что Догматизм — это
всякое познание, совершённое без предварительного исследования его возможностей
и предпосылок. В понимании Гегеля Догматизм - это метафизика, односторонне
рассудочное мышление: «догматизм в более узком смысле состоит в том, что
удерживаются односторонние рассудочные определения и исключаются противоположные
определения». В его понимании диалектическое мышление «... не имеет в себе таких
односторонних определений и не исчерпывается ими, а как целостность, содержит
внутри себя совместно те определения, которые догматизм признает в их
раздельности незыблемыми и истинными». Догматизм является основой для фанатизма
в наихудшем его проявлении. Все фанатики, равно, как и люди зомби, в своей
основе догматики. Либо им вдолбили определенную догму, либо они сами себя
убеждают в определенных догмах. Фанатиками и зомби чаще всего становятся либо
люди с ограниченными познаниями, либо просто туповатые граждане, особенно, если
они долгое время получают односторонние познания, чаще только из одного
источника. К сожалению, печально то, что они сами этого не понимают.
Как
известно немало отрицательных слов о догматизме было сказано и К.Марксом,
Ф.Энгельсом и В.Лениным, учение которых при этом само сплошь пропитано
догматизмом. Например, вся теория К.Маркса о прибавочной стоимости – есть не что
иное, как догма, которую вбивали и вбивают до сих пор студентам, сторонникам
социалистических и коммунистических направлений в развитии общества, делая из
них фанатов с испорченным представлением об экономике и социализме. В экономике,
как и в любой науке, догматизм – это первый тормоз для ее развития, а, если
учесть, что экономика это основа жизнедеятельности общества, то ее догматизм
обходится гораздо дороже для общества, нежели в других науках. Ибо, на основе
экономических догм ставятся цели в развитии общества, происходят государственные
перевороты, бунты, гражданские, межгосударственные и мировые войны.
Увы, современная теория экономики,
которую преподносят сегодня ученикам, студентам и зачастую озвучивают в СМИ
(особенно в интернете), несет в себе целую цепь надуманных ложных законов
экономики. Многие подобные «законы» в лучшем случае могут претендовать на звание
гипотез, так как лишены какой-либо доказательной базы. Использование таких
«законов» часто и создает экономические догмы. Например, ныне употребляемый
«закон стоимости», который совершенно не имеет, ни какого доказательства, как и
многие иные «законы экономики», а от этого неверное представление об экономике и
в итоге плохое управление экономикой хозяйства, страны, внешней экономикой.
Догматизм
в рабочем и крестьянском движении, движении интеллигенции характеризуется
отрывом теории от жизни, конкретной исторической обстановки во всей её
сложности, многообразии и изменчивости. Догматизм игнорирует такие тенденции,
черты рабочего движения, которые составляют специфическую особенность того или
иного периода, тех или иных условий деятельности рабочего класса в различных
странах, понимания интересов капиталистов и власти.
Догматизм,
увы, присущ всем движениям, правым, центристским и левым. Догматизм сидит,
практически, во всех теориях и течениях экономической науки, от Аристотеля до
наших дней. Наиболее часто догматизм, вбитый в массы, используется определенными
партиями и движениями просто для достижения собственных экономических или
властных целей. Например, догматизм большевиков, позже коммунистов, используемый
для достижения своей власти или догматизм «американской демократии»,
используемый для управления миром американской олигархией. Любой догматизм,
хорошо вбитый, в головы малообразованных граждан является отличным орудием для
охраны чьих-то интересов на долгие годы. Увы, слабое или одностороннее
образование в сфере общественных и экономических наук всегда на руку действующей
власти, хотя, впрочем, и оппозиция хорошо может этим воспользоваться, если
сможет поменять догму в головах масс. Например, своим догматизмом политики
Западной Европы пытаются охватить как можно больше государств, в том числе и
Россию, используя для этого интернет.
Одним из
порождений Догматизма является и сектантство в любом его проявлении, как в
вероисповедании, так и общественной точки зрения. Сектантство в обществе
проявляется в образовании партий на основе каких-либо отдельных положений,
взглядах на что-либо в общественном развитии в отрыве от всего остального.
Например, партия по защите тигров. Как будто другие животные не нуждаются в
защите. Партия любителей пива – это просто уход от других
социально-экономических проблем. Сектантство в обществе опять-таки на руку
правящей партии, так как отвлекает граждан от насущных проблем, создавая для них
облачные проблемы, во-первых, а, во-вторых, все секты не несут ни какой реальной
угрозы действующей власти из-за своей малочисленности.
Поэтому
мелкий Догматизм, как правило, не несет в себе ни каких опасностей для
государства, и чаще его агрессивное или настойчивое проявление просто подпадает
под уголовное право. А вот Догматизм, способный овладеть массами, может принести
с собой большие неприятности, как власти, так и обществу в целом, особенно, если
он далек от истины. Например, как произошло это в 1917 или 1991 годах в России.