Стоимость
Что ж
такое стоимость? Разумеется, что нас интересует стоимость, как экономическая
категория. Как ранее, так и ныне, как в литературе, так и в Интернете, понятие
стоимости трактуется по-разному. Эта расплывчатость понятия стоимости изначально
приводит к ряду существенных ошибок, как современной экономической мысли, так и
в прошлой. В результате чего можно встретить странные объяснения не только
понятия стоимости, но и важных экономических процессов и явлений. Так, например,
в экономической литературе гуляет абстрактное определение стоимости «Стоимость –
это количество общественно необходимого труда, затраченного на производство и
овеществленного в этом товаре». Что дает нам такое определение? Да, ни чего. Что
означает понятие общественно необходимый труд? Необходимый труд для кого или для
чего? Для меня? Для Вас? Для какого-то предприятия? Это называется просто
абсурд. В экономике просто нет такого понятия, как общественно необходимый труд,
это просто выдуманное пустое и отвлеченное название чего-то эфемерного, не
существующего и не более. Обычно к таким определениям прибегают, когда не в
состоянии объяснить что-то. Это мне напоминает детское определение ветра. Почему
дует ветер? «Потому что деревья качаются». Так вот понятие «общественно
необходимый труд (или затраты)» из той же детской серии. Грубейшей ошибкой
многих экономистов-теоретиков является то, что они пытались и пытаются все
экономические понятия свести к каким-то общим общественным понятиям, явлениям.
Но в реальной экономике все далеко не так. Вообще-то экономика человека
построена, существует и развивается не благодаря каким-то сходствам, а,
наоборот, благодаря различиям. Если бы все люди были одинаковы подобно роботам,
то современной обменной (рыночной) экономики вообще не было. Ей не на чём было
бы обосноваться. Да и развитие человечества пошло бы совсем иным путем.
То же
самое происходит и с понятием стоимости. Увы, большая часть экономистов в
понятие стоимости вкладывали как минимум два совершенно разных понятия, явления
– это стоимость, как величину затрат, и стоимость, как величину обменной
ценности (меновой стоимости, цены), хотя это совершенно разные понятия
экономики.
Понятие стоимости проявляется в трех ипостасях.
Первое,
это потребительная стоимость. Данное понятие определяет
материально-субъективную оценку продукта с точки зрения каждого человека
отдельно. Это способность продукта удовлетворять ту или иную потребность для
человека, на том или ином уровне. Например, для одного человека очень ценен
черный хлеб, а для другого белый. И здесь, как говориться у каждого свое мнение.
А значит, потребительная стоимость одного и того же продукта для каждого
человека различна. И только совокупность мнений определяет условность
предпочтений, отражающих тот или иной спрос, который затем использует
производитель. Эта потребительная стоимость собственно определяет как
индивидуальную, так и массовую (общественную) ценность любого продукта. И всегда
надо помнить, что общественная ценность (потребительная стоимость) продукта
складывается из индивидуальных предпочтений, а не наоборот, как иногда можно
прочесть в экономической литературе.
Второе
понятие стоимости, это стоимость затрат. Данное понятие отражает затраты
на создание какого-либо продукта. Стоимость затрат может выражаться как в
единицах времени (часах, минутах и так далее), так и в меновой стоимости (в
продукте-посреднике, в товаре-посреднике или разного вида деньгах). Главное, что
надо уяснить в понятии Стоимости затрат – это величина конечная, законченная,
абсолютная, которая имеет вполне определенную величину не зависимо от единицы
учета. Разумеется, что сегодня стоимость затрат сложно посчитать в единицах
времени, так как в наше время ни одно производство, даже самое малое или
наоборот самое большое и специальное не производит готовый продукт с нуля. Разве
что, если один человек просто что-то собирает только руками. В любом хозяйстве
сегодня, как правило, используется чужой, прошлый труд, приобретенный у кого-то
по меновой стоимости. Свой же затраченный труд, предприятия хотя и могут
посчитать в единицах времени, но этого не делают, так как в этом случае не будет
видна меновая (денежная) характеристика затраченного труда, необходимая, как для
уплаты налогов, так и для определения собственных доходов, прибыли. Поэтому
сегодня все предприятия и свои затраты выражают в виде меновой стоимости, в виде
начисленной заработной платы при получении соответствующего продукта, что тоже
есть проявление меновой стоимости. Вот Вам и парадокс, и путаница - стоимость
затрат или ;затратная стоимость (ЗС) выражается в итоге в
единицах меновой стоимости, хотя и не является сама таковой. И результат
производства и обмена – прибыль также выражена сегодня в деньгах, то есть в
меновой стоимости (МС). Но не смотря на этот казус, стоимость затрат по
своей сути не одно и тоже, что и меновая стоимость.
И,
наконец, третье понятие стоимости, это меновая стоимость (МС). Меновая
стоимость – это величина не абсолютная, не конечная, а относительная, которая ни
когда не бывает конечной или постоянной, законченной и так далее. Меновая
стоимость величина изменчивая. Сегодня, например, картофель, стоит 10 рублей за
килограмм, завтра же его цена может оказаться 10 рублей 50 копеек. Да и сами
рубли, выражающие МС, не имеют постоянной стоимости, сегодня 1 доллар стоит 70
рублей, а завтра уже 71 рубль и так далее. Меновая стоимость – это
количественное отражение одного продукта (товара, денег) в другом продукте
(товаре, деньгах). Это отражение постоянно меняется в зависимости от тысячи
факторов, как от изменений спроса и предложения между обмениваемыми продуктами,
как от изменения вида (денег), представляющих в данный момент МС, так и между
иными факторами, косвенно влияющими на изменение других меновых стоимостей.
Например, меновая стоимость на нефть на мировом рынке весьма значительно
влияет на ;меновую стоимость рубля, что мы постоянно видим. Но таких
взаимных влияний множество, только не все эти изменения можно увидеть, так
сказать, невооруженным глазом.
Сегодня,
как и ранее, наиболее грубая и частая ошибка многих экономистов – это
объединение затратной стоимости и меновой стоимости в единое понятие. Это сразу
влечет за собой не понимание сути обмена, сути разделения труда и их
результатов. В результате этого понятие и возникновение прибыли трактуется как
что-то непонятное, возникающее не из чего, по взмаху волшебной палочки, как у
К.Маркса, например, в виде эфемерной «прибавочной стоимости». Но, похоже,
уважаемые экономисты, ни чего нового не читают, и стоят на устаревших и
надуманных позициях Д. Рикардо, А.Смита, К.Маркса и других любителей
пофантазировать в плане стоимости и прибыли, когда не могут найти реальное и
простое объяснение этим явлением. Все дело в том, что, если объединить две
формы стоимости, меновую и затратную в одну стоимость, то обмен, как таковой,
вообще теряет всякий смысл. А вмести с этим, теряется смысл развития всей
современной, обменной экономики. Поэтому просьба ко всем, говорящим о
стоимости, уточняйте, пожалуйста, о каком виде стоимости Вы говорите, иначе Ваши
слова превратятся в экономическую нелепость, вроде этой, что «камень падает на
Землю, потому что он тяжелый».