Обмен и товар
Товар -
это продукт, предназначенный для обмена (продажи). Обмен продуктов как товаров
возник в конце первобытного периода, когда внутри общины начинают выделяться
отдельные патриархальные семьи со своим обособленным хозяйством. В условиях
появления обособленных семей со своим натуральным хозяйством, хозяйственная
выгода показала этим семьям не прерывать экономических связей с другими членами
общины. В чем состоит эта выгода? Выгода состоит в том, что, как и ранее внутри
первобытной общины, кто-то создает что-то лучше и быстрее других. И, если внутри
общины этот момент мало сказывался на материальном положении умельца, то
после своего обособления он мог уже извлекать определенную выгоду при обмене
своего продукта на продукты создаваемые другими (в чем эта выгода смотрите книгу
«Рождение прибыли»). Стоить отметить, что выгоду получали обе стороны
обмена. Взаимная выгода таких обменов указывала, в первую очередь умельцу на
возможность увеличения производства этих продуктов, причем не для собственного
потребления, а для обмена. Так соседская община послужила толчком к развитию
взаимовыгодных обменов, торговле. В соседской общине патриархальные семьи стали
обладать своим, не зависимым от общины хозяйством, то есть впервые появилась
частная собственность на орудия и предметы труда, и главное, на производимые ими
продукты, с которыми они могли делать все что угодно: потреблять, отдавать,
менять и т.д.
Наличие взаимовыгодного обмена и
появление умельцев (людей умеющих производить что-то быстрее и лучше других)
дало предпосылку появления внутриобщинного разделения труда, разделения труда
между отдельными семьями и появления товарного производства, правда, пока еще не
полного, а частичного. Ибо в основе хозяйства семьи все еще лежало
преимущественно натуральное хозяйство. Товарное производство – производство не
для своих нужд, а для обмена (продажи). Товарное производство зародилось внутри
обычного натурального хозяйства, в котором появился определенный продукт,
производимый внутри этого хозяйства лучше и быстрее, нежели этот продукт
производился в других хозяйствах. Ибо только такой продукт мог быть обменен с
выгодой, менять другие продукты, производимые с затратами труда на уровне других
хозяйств смысла не имели. Товаром в натуральном хозяйстве может стать не всякий
продукт, производимый этим хозяйством, а лишь такой, который либо обладает
лучшими качествами в сравнении с такими же продуктами, производимыми в других
хозяйствах, либо продукт, который производится быстрее, чем делают это другие
хозяйства, с более высоким уровнем эффективности труда. В противном случае этот
продукт просто будет не выгодно обменивать, обменивать на иной продукт. Почему?
Читайте книгу «Рождение прибыли».
В условиях
единой общины и единого натурального хозяйства, обмены могли быть только
межличностными, не носящие взаимной выгоды, а, значит, не способствующие росту
общественной эффективности (производительности) труда. Но обмены, совершаемые
уже между патриархальными семьями, являясь взаимовыгодными, прямо способствовали
росту общественной эффективности труда. В условиях единой общины, ее натуральное
хозяйство было замкнутым, а вот натуральные хозяйства патриархальных хозяйств
стали быстро раскрываться, то есть, частично становясь и товарными хозяйствами,
производя часть продукта уже специально для обмена, то есть производили товар.
Если
продукт обладал, как мы помним, двумя стоимостями, то есть потребительной
стоимостью и стоимостью затрат, то у товара появлялась еще одна стоимость –
меновая стоимость. Меновая стоимость товара – это способность одного
товара обмениваться на другой в определенном соотношении. Например, в какой-то
общине 1 стрела обменивается на 5 яблок. Это означает, что меновая стоимость 1
стрелы равна 5 яблокам, а 5 яблок по стоимости равны 1 стреле. Разумеется, что в
период становления внутренних, а затем и внешних рынков меновые стоимости были,
во-первых, неустойчивы, то есть часто менялись, а, во-вторых, их было огромное
количество. С развитием товарного производства и разделения труда рынки и
меновые стоимости на них становились все более стабильными. Развитие обменных
процессов и товарного производства породило сначала продукт-посредник (точнее
продукты-посредники), потом товар-посредник (точнее товары-посредники), а затем
и выделение из них денег.
В период
зарождения и начального развития обмена, обмен был прямым и натуральным, то есть
сами производители обменивались напрямую между собой. Но такой вид обмена имел
один большой недостаток, далеко не всегда один, имеющийся товар можно было
обменять на другой, желаемый напрямую. Допустим, что производитель хороших стрел
захотел рыбы, но рыбаку нынче не нужны стрелы, ему хочется плодов. Как быть
производителю стрел? Наловить рыбы самому? Но он плохой рыбак. В этом случае
производитель стрел, по возможности, конечно, обменивает (непременно
взаимовыгодно) свои стрелы на плоды, которые затем обменивает у рыбака на рыбу.
Вот, в этом случае плоды стали продуктом-посредником, при помощи которого
производитель стрел смог совершить обмен с рыбаком. Со временем
количество продуктов-посредников значительно сузилось, среди них выделились
такие, которые должны были обладать наилучшими качествами для этой функции:
относительным постоянством меновой стоимости, быть небольшим по объему, обладать
достаточной долговечностью для хранения без потери своих качеств и другими.
Зарождение обмена при помощи продуктов-посредников дало возможность проводить
более быстрые обмены, как следствие, это приводило к дальнейшему росту
эффективности труда, а также и возможности оперативных, а в дальнейшем и
длительных накоплений (богатству), пусть для начала эти накопления и были в
продуктах-посредниках. Использование продуктов-посредников в обменных
процессах не умерло окончательно ни с появлением товаров-посредников, ни с
появлением денег, а параллельно используется и ныне, хоть и в незначительных
объемах. Например, в условиях войн, большой инфляции, финансовых и иных кризисах
продукты-посредники (или товары-посредники) вполне заменяют деньги при обменах,
совершаемых ранее с помощью денег. Чаще всего такими продуктами-посредниками
являются наиболее ходовые и важные продукты жизнеобеспечения: хлеб, соль,
спички, мыло, дрова, алкоголь и т.п. В отличие от денег (бумажных или условных)
любой продукт-посредник имеет не условную меновую стоимость, а реальную, так как
всегда имеет реальную потребительную стоимость, в чем и заключается его большая
ценность в сравнении с деньгами, не имеющими таковой.
Как мы
видим, что обмен и товар с экономической точки зрения, категории весьма важные и
сложные. Товар в тот или иной момент может не только изменить свою любую из трех
стоимостей (потребительная, затратная и меновая), но свой статус в обменном
процессе. Например, он может стать не просто товаром, а товаром-посредником,
несущим в себе не просто разовую меновую стоимость, а меновую стоимость, на
которую будут равняться другие обычные товары. Кроме того, в условиях рыночных
отношений (как впрочем, и в любых других только искаженно) важнейшим товаром
является рабочая сила, которая обладает всеми свойствами и стоимостями товара,
поддающаяся влиянию общей экономической ситуации, меновая стоимость которого
зависит от состояния рынка в тот или иной момент. Наем – это разновидность
обмена, при котором одна сторона (работник) продает свой труд, знания, умения на
определенный период времени другой стороне (нанимателю) за определенную меновую
стоимость (заработную плату). Рабочая сила как товар – это отдельная сложная
категория экономики, требующая отдельного рассмотрения.
И
последнее, не надо ни когда путать и смешивать затратную и меновую стоимость
товара, чем, увы, грешат, практически все учебники по экономике. Во-первых,
у них разная природа стоимости. Во-вторых, они могут быть условно равны между
собой точно также как остановившиеся часы, которые правильное время могут
показывать только два раза в сутки. В-третьих, затратная стоимость всегда
величина конечная, окончательная, а меновая стоимость величина переменная. И,
в-четвертых, только благодаря обмену и разнице между этими двумя стоимостями и
происходит развитие экономики.