Яндекс.Метрика Здравствуйте, рыбинцы и гости Рыбинска!

Экономический ликбез

Рыбинск

Экономический ликбез

Оглавление




























Экономический ликбез



Присвоение

Автор - Гусев К.Б.

Присвоение

Присвоить, значит завладеть чем-то, взять в свою собственность или выдать за своё.

Присвоение – это экономический процесс, направленный на овладение чем-то, каким-то имуществом, это способ обретения фактических прав на какой-то объект, природные ресурсы (живые и не живые) или продукты (результаты) человеческой деятельности, или самого человека. Присвоение может быть цивилизованным и не цивилизованным. Цивилизованное присвоение – это обретение прав на что-то в соответствии с действующими традициями, договоренностями, то есть с молчаливого и гласного согласия окружающих. В современном мире – это означает в соответствии с действующим законодательством. Не цивилизованное присвоение заключается в обретении прав на что-то с помощью силы, обмана, хищения и так далее, то есть бес какого-либо согласия окружающих. В современных условиях – это означает с нарушением действующего законодательства. Результатом присвоения является обретения прав владения, пользования и распоряжения, либо обретения только одним из перечисленных прав. То есть в результате присвоения обретаются либо полные, либо частичные права собственности на что-то.

Для экономического развития и развития человечества в целом вопрос о присвоении является основополагающим. От того по какому принципу и каким способом осуществляется присвоение, а также на какие объекты, зависит состояние и развитие общества в целом.

Первым историческим способом присвоения является чисто животный, инстинктивный  метод, что нашел (поймал), то и съел, либо использовал для иных целей. Данный способ присвоения является не только самым простым, но и самым справедливым с точки зрения природы. Так как ни у кого другого не возникает чувства несправедливости.

Второй исторический способ присвоения, который используется до сих пор, не смотря на явную свою несправедливость и не цивилизованность – это принцип «кто сильнее, тот и прав». То есть, если на объект присвоения претендуют двое и более лиц, то объект присваивает лицо наиболее сильное в данной ситуации. Срабатывает принцип естественного отбора, кто сильнее у того и больше прав (возможностей) на выживание. Разумеется, данный принцип присвоения не может называться в наше время нормальным, гуманным или цивилизованным, но, тем не менее, он в современном мире используется сплошь и рядом, как в экономике, так и в политике, да и в повседневной жизни человечества. Кроме того, зародившись еще в далекие времена, до сих пор используется присвоение и на самого человека, на его свободу, труд, права. Именно поэтому, наши современные общества далеко не всегда можно называть цивилизованными, и уж тем более называть таковыми многие межгосударственные отношения.

С момента объединения, как животных, так и человека история познала и третий способ присвоения, так называемы остаточный принцип дележа. При этом присвоении сильнейший ел первым, а потом разрешал, есть остальным, причем здесь могли учитываться, как личные симпатии сильнейшего лица, так и общественная оценка вложенного труда кем-либо. Далее этот принцип постепенно превратился в присвоение способом общего дележа после насыщения сильных лиц. Так, например, действует до сих пор государство по отношению к своим гражданам, причем во всех странах, не зависимо от социально-экономического устройства. Утверждения о том, что в условиях первобытности общая добыча делилась поровну между всеми членами рода или общины голословны и весьма сомнительны. Исходя из исторической логики, равного дележа добычи просто не могло быть, так как в то время этому способу присвоения неоткуда было просто взяться. Человечество просто его еще не познало. Всякий новый способ присвоения мог появиться только на основе измененного, усовершенствованного предыдущего.

С развитием общей цивилизации человека и роста его деловых возможностей в родовой общине присвоение стало принимать вид дележа общего продукта не только с позиции силы, но и с точки зрения полезности того или иного человека в общей деятельности общины. Разумеется, что эта полезность оценивалась, прежде всего, сильнейшим (главой) лицом рода, либо старейшинами рода. С развитием человека и родовой общины главой рода становилось уже не столько сильнейшее лицо, а сколько умнейшее (по тем временам, конечно). Это лицо становилось представителем этого рода, как во внешних отношениях с другими, так и руководил общим присвоением внутри рода. С развитием экономики значение полезности, умелости среди собратьев возрастало. Особенно значимость умелости возросла после первого и второго общественного разделения труда, произошедших внутри общин. Однако дележ (присвоение) по-прежнему осуществлялся главой рода, которое, по мнению умельцев, не отвечало их фактическому трудовому вкладу.

Именно поэтому в конце первобытности род стал распадаться на обособленные семьи, со своим имуществом, иногда и своими землями, и своими орудиями труда. Родовая община превратилась в соседскую общину и экономические отношения внутри общины между семьями стали строится на основании обмена, а не распределения кем-то из членов общины. Человечество вступило в новую экономическую эру, эру обменной экономики, дававшей возможность человечеству развиваться гораздо быстрее. Именно обмен дал возможность человеку быстро наращивать эффективность труда. Вступив однажды на тропу обмена, человечество хоть и отходило от этого пути в сторону, тем не менее всегда помнило выгодность наличия обмена не только внутри какого-то сообщества, но и вне общества (между разными обществами). Но прежде чем обмен вступил в экономическую жизнь человека, человечество должно было определиться с новым способом присвоения, ибо все произведенное отдельной семьей должно было ей и принадлежать, то есть вся община должна была принять определенные новые правила присвоения, присвоения по труду. Конец первобытно периода после обособления семей и появления обмена вступил в свой «Золотой век» наиболее справедливых и прогрессивных экономических отношений. Человечество вступило в эру рыночных отношений (как сказали бы ныне), где в основе присвоения лежал уже не силовой или авторитарный принцип, а присвоение основывалось на уровне умелости создавать продукты, познавать, накапливать и получать.

Увы, эта цивилизация человечества длилась недолго. После появления обмена, затем продукта-посредника, далее товара-посредника и, наконец, денег, и быстрым ростом эффективности труда, алчность и ненасытность сильных лиц ввергло человечество в долгий период захватнических войн и рабства. Целью этих войн являлся захват чужих земель, богатств, созданных другими людьми и рабов, бесплатной рабочей силы. Наступил период рабства, где в основе вновь лежал силовой метод присвоения, причем этот метод был гораздо хуже начального животного, ибо он был, просто бандитский способ отъема чужих ценностей, который был возвеличен в государственную политику. Любая захватническая война по своей сути – это бандитизм с массовым проявлением садизма. С точки зрения нормального человека, например, такие исторические лица, как Александр Македонский, Ганнибал, Гай Юлий Цезарь, Наполеон, Гитлер и так далее, по своей сути были бандитами и садистами, которые обрекали целые народы на смерть. И, например, Чикотило в сравнении с ними ангел. Этот метод присвоения распространялся уже не только на чье-то имущество и земли, но и на самого человека. Человек сам становился чьим-то имуществом, если не мог себя защитить. Разумеется, что период рабства уже не развивал ни экономику, ни эффективность труда, ни обменные процессы, ни рыночные отношения. В экономическом смысле в период рабства человечество откатилось на многие годы назад по всем показателям, кроме обогащения отдельных лиц.

Наступивший новый период в развитие человечества – феодализм, стал постепенно возрождать былые экономические отношения, стал постепенно возрождаться обмен сначала между феодалами, а затем и другими гражданами. Только спустя годы стал возрождаться массовый рынок обособленных ремесленников. Но до развитости «Золотого века» было еще далеко. Присвоение все еще носило преимущественно силовой или зависимый характер, а потому эффективность труда восстанавливалась медленно (не было заинтересованных лиц в этом). Этот период отличался от других денежным фетишизмом, суть которого сводилась простому накопительству, сбережению богатств, а не к их деловому использованию. Но, экономика, точнее желание жить побогаче, возникавшее не только у феодалов, но и свободных ремесленников и купцов сделало свое дело. На смену феодализму постепенно пришел капитализм.

Капитализм сделал большой шаг на пути возрождения «Золотого века», когда процветали свободные рыночные отношения не только внутри общин, но и между ними, когда силовое присвоение было сведено, практически, к минимуму. К сожалению, как мы видим, ни ранний, ни современный капитализм, не развивается без использования силы или иного давления, как внутри государств, так и во внешних отношениях. То есть современный капитализм, увы, еще далек от уровня экономических отношений «золотого века», хотя при нем заметно возросла экономика, и уровень эффективности труда за счет внедрения в экономику научно-технических достижений. А вот способы присвоения, часто основанные на сомнительных юридических догмах, монополизме, чрезмерном государственном давлении и перераспределении средств, коррупции, казнокрадстве и так далее, не влекут за собой правильного и справедливого, с экономической точки зрения, присвоения природных ресурсов и производимого продукта. Очевидно, что это задача будущих, более справедливых и правильных всеобщих экономических отношений, уровня более высокой цивилизации человечества.



Приятного Вам познания экономики!




Картинки

Яндекс.Погода






Экономический ликбез



Ярославль © 2021 - Экономический ликбез Почта   ab1100678@yandex.ru