Присвоение
Присвоить, значит завладеть чем-то, взять в свою
собственность или выдать за своё.
Присвоение – это экономический процесс,
направленный на овладение чем-то, каким-то имуществом, это способ обретения
фактических прав на какой-то объект, природные ресурсы (живые и не живые) или
продукты (результаты) человеческой деятельности, или самого человека. Присвоение
может быть цивилизованным и не цивилизованным. Цивилизованное присвоение – это
обретение прав на что-то в соответствии с действующими традициями,
договоренностями, то есть с молчаливого и гласного согласия окружающих. В
современном мире – это означает в соответствии с действующим законодательством.
Не цивилизованное присвоение заключается в обретении прав на что-то с помощью
силы, обмана, хищения и так далее, то есть бес какого-либо согласия окружающих.
В современных условиях – это означает с нарушением действующего
законодательства. Результатом присвоения является обретения прав владения,
пользования и распоряжения, либо обретения только одним из перечисленных прав.
То есть в результате присвоения обретаются либо полные, либо частичные права
собственности на что-то.
Для
экономического развития и развития человечества в целом вопрос о присвоении
является основополагающим. От того по какому принципу и каким способом
осуществляется присвоение, а также на какие объекты, зависит состояние и
развитие общества в целом.
Первым
историческим способом присвоения является чисто животный, инстинктивный метод,
что нашел (поймал), то и съел, либо использовал для иных целей. Данный способ
присвоения является не только самым простым, но и самым справедливым с точки
зрения природы. Так как ни у кого другого не возникает чувства несправедливости.
Второй
исторический способ присвоения, который используется до сих пор, не смотря на
явную свою несправедливость и не цивилизованность – это принцип «кто сильнее,
тот и прав». То есть, если на объект присвоения претендуют двое и более лиц, то
объект присваивает лицо наиболее сильное в данной ситуации. Срабатывает принцип
естественного отбора, кто сильнее у того и больше прав (возможностей) на
выживание. Разумеется, данный принцип присвоения не может называться в наше
время нормальным, гуманным или цивилизованным, но, тем не менее, он в
современном мире используется сплошь и рядом, как в экономике, так и в политике,
да и в повседневной жизни человечества. Кроме того, зародившись еще в далекие
времена, до сих пор используется присвоение и на самого человека, на его
свободу, труд, права. Именно поэтому, наши современные общества далеко не всегда
можно называть цивилизованными, и уж тем более называть таковыми многие
межгосударственные отношения.
С момента объединения, как животных,
так и человека история познала и третий способ присвоения, так называемы
остаточный принцип дележа. При этом присвоении сильнейший ел первым, а потом
разрешал, есть остальным, причем здесь могли учитываться, как личные симпатии
сильнейшего лица, так и общественная оценка вложенного труда кем-либо. Далее
этот принцип постепенно превратился в присвоение способом общего дележа после
насыщения сильных лиц. Так, например, действует до сих пор государство по
отношению к своим гражданам, причем во всех странах, не зависимо от
социально-экономического устройства. Утверждения о том, что в условиях
первобытности общая добыча делилась поровну между всеми членами рода или общины
голословны и весьма сомнительны. Исходя из исторической логики, равного дележа
добычи просто не могло быть, так как в то время этому способу присвоения
неоткуда было просто взяться. Человечество просто его еще не познало. Всякий
новый способ присвоения мог появиться только на основе измененного,
усовершенствованного предыдущего.
С
развитием общей цивилизации человека и роста его деловых возможностей в родовой
общине присвоение стало принимать вид дележа общего продукта не только с позиции
силы, но и с точки зрения полезности того или иного человека в общей
деятельности общины. Разумеется, что эта полезность оценивалась, прежде всего,
сильнейшим (главой) лицом рода, либо старейшинами рода. С развитием человека и
родовой общины главой рода становилось уже не столько сильнейшее лицо, а сколько
умнейшее (по тем временам, конечно). Это лицо становилось представителем этого
рода, как во внешних отношениях с другими, так и руководил общим присвоением
внутри рода. С развитием экономики значение полезности, умелости среди собратьев
возрастало. Особенно значимость умелости возросла после первого и второго
общественного разделения труда, произошедших внутри общин. Однако дележ
(присвоение) по-прежнему осуществлялся главой рода, которое, по мнению умельцев,
не отвечало их фактическому трудовому вкладу.
Именно
поэтому в конце первобытности род стал распадаться на обособленные семьи, со
своим имуществом, иногда и своими землями, и своими орудиями труда. Родовая
община превратилась в соседскую общину и экономические отношения внутри общины
между семьями стали строится на основании обмена, а не распределения кем-то из
членов общины. Человечество вступило в новую экономическую эру, эру обменной
экономики, дававшей возможность человечеству развиваться гораздо быстрее. Именно
обмен дал возможность человеку быстро наращивать эффективность труда. Вступив
однажды на тропу обмена, человечество хоть и отходило от этого пути в сторону,
тем не менее всегда помнило выгодность наличия обмена не только внутри какого-то
сообщества, но и вне общества (между разными обществами). Но прежде чем обмен
вступил в экономическую жизнь человека, человечество должно было определиться с
новым способом присвоения, ибо все произведенное отдельной семьей должно было ей
и принадлежать, то есть вся община должна была принять определенные новые
правила присвоения, присвоения по труду. Конец первобытно периода после
обособления семей и появления обмена вступил в свой «Золотой век» наиболее
справедливых и прогрессивных экономических отношений. Человечество вступило в
эру рыночных отношений (как сказали бы ныне), где в основе присвоения лежал уже
не силовой или авторитарный принцип, а присвоение основывалось на уровне
умелости создавать продукты, познавать, накапливать и получать.
Увы, эта
цивилизация человечества длилась недолго. После появления обмена, затем
продукта-посредника, далее товара-посредника и, наконец, денег, и быстрым ростом
эффективности труда, алчность и ненасытность сильных лиц ввергло человечество в
долгий период захватнических войн и рабства. Целью этих войн являлся захват
чужих земель, богатств, созданных другими людьми и рабов, бесплатной рабочей
силы. Наступил период рабства, где в основе вновь лежал силовой метод
присвоения, причем этот метод был гораздо хуже начального животного, ибо он был,
просто бандитский способ отъема чужих ценностей, который был возвеличен в
государственную политику. Любая захватническая война по своей сути – это
бандитизм с массовым проявлением садизма. С точки зрения нормального человека,
например, такие исторические лица, как Александр Македонский, Ганнибал, Гай Юлий
Цезарь, Наполеон, Гитлер и так далее, по своей сути были бандитами и садистами,
которые обрекали целые народы на смерть. И, например, Чикотило в сравнении с
ними ангел. Этот метод присвоения распространялся уже не только на чье-то
имущество и земли, но и на самого человека. Человек сам становился чьим-то
имуществом, если не мог себя защитить. Разумеется, что период рабства уже не
развивал ни экономику, ни эффективность труда, ни обменные процессы, ни рыночные
отношения. В экономическом смысле в период рабства человечество откатилось на
многие годы назад по всем показателям, кроме обогащения отдельных лиц.
Наступивший новый период в развитие человечества – феодализм, стал постепенно
возрождать былые экономические отношения, стал постепенно возрождаться обмен
сначала между феодалами, а затем и другими гражданами. Только спустя годы стал
возрождаться массовый рынок обособленных ремесленников. Но до развитости
«Золотого века» было еще далеко. Присвоение все еще носило преимущественно
силовой или зависимый характер, а потому эффективность труда восстанавливалась
медленно (не было заинтересованных лиц в этом). Этот период отличался от других
денежным фетишизмом, суть которого сводилась простому накопительству, сбережению
богатств, а не к их деловому использованию. Но, экономика, точнее желание жить
побогаче, возникавшее не только у феодалов, но и свободных ремесленников и
купцов сделало свое дело. На смену феодализму постепенно пришел капитализм.
Капитализм
сделал большой шаг на пути возрождения «Золотого века», когда процветали
свободные рыночные отношения не только внутри общин, но и между ними, когда
силовое присвоение было сведено, практически, к минимуму. К сожалению, как мы
видим, ни ранний, ни современный капитализм, не развивается без использования
силы или иного давления, как внутри государств, так и во внешних отношениях. То
есть современный капитализм, увы, еще далек от уровня экономических отношений
«золотого века», хотя при нем заметно возросла экономика, и уровень
эффективности труда за счет внедрения в экономику научно-технических достижений.
А вот способы присвоения, часто основанные на сомнительных юридических догмах,
монополизме, чрезмерном государственном давлении и перераспределении средств,
коррупции, казнокрадстве и так далее, не влекут за собой правильного и
справедливого, с экономической точки зрения, присвоения природных ресурсов и
производимого продукта. Очевидно, что это задача будущих, более справедливых и
правильных всеобщих экономических отношений, уровня более высокой цивилизации
человечества.