Цена
Цена – денежное выражение меновой стоимости продукта
(товара). В основе цены лежат масштаб покупательной способности валюты
государства, уровень обменного соотношения данного товара к другим товарам, и
отношение спроса и предложения на этот товар в данный момент.
В условиях рыночной экономики цена является величиной
изменчивой ввиду непостоянства указанных выше факторов. Наибольшую
нестабильность величины цены привносит масштаб покупательной способности валюты
государства, так как государство в условиях выражения меновой стоимости в
бумажных и условных деньгах, как правило, выпускает денег больше требуемой для
обеспечения обменных и иных процессов. Вследствие этого происходит инфляция,
которая может быть незначительной, а может быть и весьма существенной.
В условиях стабильных экономик уровень обменного
соотношения одного товара к другому товару колеблется незначительно. Сильные
колебания этого соотношения могут наступить только в результате, например,
неурожая этого товара, или наоборот чрезмерного появления этого товара на рынке.
Отношение спроса и
предложения на какой-то товар также колеблется обычно незначительно, ибо в
современных условиях потребность в определенном товаре довольно стабильна. Это
отношение может измениться только, если на рынке появляется какой-то аналог
этого товара, или наоборот, снижается производство этого товара.
Кроме вышеуказанных причин на цену товара значительно может
влиять налогообложение на данный товар, особенно, если этот товар является
подакцизным, экспортным или импортным, либо попадает под какие-то иные налоговые
или иные регуляторы. В этих случаях при изменении каких-то регулируемых условий
производства, торговли или пересечения границы, или иных контролируемых
факторов, а также ставок налогов, акцизов, пошлин и так далее цены также
изменяются.
Стоит запомнить, что поскольку цена есть проявление меновой
стоимости, то она в условиях нормального рынка ни как не зависит от затратной
стоимости (себестоимости) этого продукта. Исключение составляет лишь цена на
монопольный продукт, которая формируется не на основе рыночных отношений и
конкуренции, а по законам диктата монополий своих правил и цен. И в этом случае,
чем меньше в государстве контроль над монополиями, тем больше монопольная цена
отклоняется от «свободной рыночной цены». То есть монополии всегда стремятся в
довольно жесткой форме установить свои монопольные правила на рынке, особенно в
части цен. Вот монополии всегда привязывают свои цены к своим затратам
(себестоимости, издержкам). И поскольку монополии особо не заботятся об экономии
своих затрат, то и цены на их продукцию постоянно растут.
В условиях директивной (плановой) экономики, как оптовые,
так и розничные цены устанавливаются и регулируются государством. Поэтому в
таких странах на внутреннем рынке цены стабильны. Но формирование цен идет не от
рыночных факторов, а от затрат. Поэтому сам принцип формирования цен от затрат,
что было характерным, например, в СССР, привносил и большой минус, практически
вся экономика страны становилась затратной. Ни одно предприятие напрямую не было
заинтересовано в снижении затрат, а, стало быть и цен. И, как правило, на каждый
новый продукт предприятие стремилось навесить как можно больше нормативных
затрат, чтоб потом жить повольготнее.
Говоря о цене
стоит напомнить еще о таком понятии как потребительная стоимость (способность
продукта удовлетворять потребность на том или ином уровне, проще говоря,
качество продукта), которая также влияет на цену. Продукт с низкой
потребительной стоимостью, конечно же, будет иметь цену ниже, чем продукт,
обладающий более высокими потребительными свойствами, но, разумеется, при прочих
равных условиях.